Справедливая оценка стоимости сайта является очень важным аспектом при купле/продаже Интернет ресурса. Оценить потенциал сайта очень сложно, поскольку сайтам в Интернете характерно непрерывное развитие. Цена сайта зависит от множества факторов (тиц, пр, наличия в каталогах и т.п.), но в первую очередь от качества изготовления ресурса, уникальности и качества текстового содержимого, дизайна, количества различных дополнений и структурных составляющих Интернет-проекта. Стоимость сайта определяется строго индивидуально для каждого проекта либо исходя из типовых методик для порталов определенного уровня сложности и направленности. Как определить какова цена Вашего сайта? Существует столько же факторов, влияющих на стоимость сайта, сколько людей продает и покупает что-то в Интернете. Среди всех этих факторов можно выделить следующие:
тип онлайн собственности (например, блог, информационный проект, социальная сеть, форум и др.); возраст сайта и домена; воспринимаемая ценность или полезность бренда и нематериальные активы, с ним связанные; получаемая прибыль; какую посещаемость имеет сайт и что является основным источником трафика; сео-стратегия сайта, его параметры тиц, пр; количество и качество обратных ссылок на сайт; затраты на запуск сайта, включая затраты на его раскрутку и продвижение; сравнение затрат на создание сайта покупателем самостоятельно или стоимость покупки готового ресурса; препятствия для выхода на рынок, с которыми мог бы столкнуться покупатель, если бы выходил на рынок самостоятельно, начинал все с нуля; количество и качество доступных на сайте сервисов; собственный стратегический подход потенциального покупателя при покупке сайта; легкость, с которой покупатель сможет получать прибыль с сайта в будущем, включая затраты на внесение возможных изменений после приобретения ресурса.
Топ 3 факторов, влияющих на стоимость сайта
Имя домена и посещаемость сайта
Хороший веб-адрес является очень важной характеристикой для сайта, так как повышает узнаваемость и запоминаемость ресурса пользователями. Доменное имя, соответствующее тематике сайта, повышает его рейтинг среди конкурентов, облегчает дальнейшую раскрутку сайта в поисковых системах, что соответственно позволяет экономить на продвижении ресурса. Посещаемость же является очень важным критерием привлекательности ресурса для рекламодателя. Здесь важны не только количественные показатели аудитории, но также и ее характеристика, то есть направленность сайта. Существует такая закономерность: чем уже специализация сайта, тем выше стоимость размещения рекламы на нем и тем ниже планка минимальной посещаемости. Кроме этого, большое значение имеет тип аудитории сайта. Эти показатели существенно влияют на стоимость размещения контекстной или баннерной рекламы на сайте, что соответственно повышает цену самого ресурса.
Авторитетность и рентабельность сайта.
Одним из важных факторов, влияющих на стоимость сайта, является авторитетность. Авторитетным можно назвать сайт, возраст которого 3 года и более. Преимуществом сайтов, которые зарекомендовали себя, как надежные и авторитетные ресурсы, является тот факт, что рекламодатели, сотрудничая с ними, чувствуют себя гораздо увереннее. Поэтому и стоимость таких сайтов больше. Но рентабельность сайта будет выше не только по этой причине. Дело в том, что сайты, требующие меньших трудозатрат, какими и являются в большинстве случаев уже известные и авторитетные ресурсы, более востребованы покупателями. Постоянный основной трафик и стабильная прибыль в большинстве случаев ценятся даже выше, чем параметры сайта, его тиц и пр. Баланс между этими факторами варьируется в зависимости от типа сайта и модели, по которой он получает прибыль.
Потенциал Владельцы сайтов часто оправдывают высокую цену, которую они просят за свой ресурс тем, что сайт имеет большой потенциал, хотя сами чаще всего не реализовывают его в полной мере. А ведь в некоторых случаях полчаса работы над сайтом, могут удвоить прибыль. Потенциал влияет на стоимость сайта. Даже если сайт на данный момент убыточен, но представляет ценность для покупателя, как источник дополнительной прибыли, он все равно будет иметь свою цену. Если в дальнейшем владелец сайта сможет использовать трафик сайта, то есть его посетителей для своего бизнеса и будет иметь при этом отдачу, не имеет значения, что сайт не приносит прибыли именно сейчас. Как только покупатель приобрел сайт, он должен оценить его и спрогнозировать, что он будет делать с ним дальше, помимо того, как использовал его бывший владелец. Нужно предоставлять покупателю информацию о возможностях дальнейшего развития сайта и увеличении прибыли с него.
Другие факторы, влияющие на стоимость
Объем работы Еще одним определяющим фактором является количество людей и времени, которые требуются для полноценного функционирования сайта. Очень часто встречаются авторитетные и известные сайты, с высокой посещаемостью и потенциалом, требующие ежедневного сопровождения и постоянного технического обслуживания. Все дело в том, что стоит только перестать заниматься таким сайтом, его посещаемость и прибыль начнут уменьшаться. Чаще всего самыми удачными покупками являются те сайты, которые не требуют постоянного обслуживания и вложения инвестиций со стороны их владельцев. Такие сайты имеют более высокую цену.
Программное обеспечение Особое внимание следует уделить вопросу программного обеспечения, которое использует сайт и права владельцев на него. Если сайт использует платный скрипт, то обычно владельцам приходится оплачивать его лицензию и дальше. Если же сайт использует открытую бесплатную систему управления, то желательно сделать все, чтобы она выгодно отличалась от аналогичных программ. Если же на сайте используются собственные разработки владельцев или их программистов, то нужно проверить, насколько корректны они в работе, имеются ли эксклюзивные права на владение этими продуктами, и какие гарантии могут быть предоставлены в случае их постоянного использования. Если продавец сможет гарантировать, что вопросы программного обеспечения сайта не будут являться препятствием для покупателя и совершения сделки, то владелец имеет право повысить цену сайта.
Сравнительные издержки Очень часто анализ сравнительных издержек используется в качестве формулы для определения стоимости сайта, то его оценки. Многие специалисты применяют этот анализ еще на начальном этапе оценки сайта. В качестве базовой цены принимается стоимость создания аналогичного сайта. Такой способ оценки может помочь покупателю найти сделки, в которых цена качественного сайта будет ниже, чем реальная стоимость его создания. Чаще всего такие случаи бывают, когда владельцы или создатели ресурса не учитывают время и силы, которые были ими потрачены на создание сайта. Например, в подсчете стоимости они учитывают только прибыль, получаемую с сайта.< /br> Анализ стоимости сайта методом сравнения издержек является очень важным фактором в определении стоимости сайта. Очень часто бывает так, что легче и лучше сделать зеркало сайта, чем покупать его. Такой сайт будет иметь те же функции, контент, единственное, чем он будет уступать основному сайту, это уже стабильный трафик, постоянные покупатели, ссылочный вес. Именно достижение хороших показателей по этим характеристикам является наиболее трудоемкой задачей, поэтому именно они дают сайту неоспоримое преимущество по сравнению с конкурентами. При оценке этих факторов для сайта, необходимо обращать внимание не только на стоимость создания аналогичного ресурса, а также на инвестиции и время, необходимое для достижения ресурсом наиболее выгодного положения. Если сумма, которая получится в результате, будет меньше установленной цены, это даст повод задуматься. Очень важно, чтобы владельцы сайта при продаже адекватно оценивали время, затраченное на его развитие и продвижение до существующего уровня. Опытные покупатели предварительно готовы к тому, что в стоимость будет включены временные затраты. Если же покупатель будет не согласен с установленной ценой, можно предоставить ему отчет по сравнительному анализу, который наглядно покажет, сколько будет стоить создание и продвижение такого же сайта с нуля. В общем итоге, для определения стоимости сайта необходимо исследовать рынок покупки-продажи сайтов или сегмент рынка, на котором он находится. На начальном этапе можно воспользоваться платными или бесплатными сервисами, а также данными, которые предоставляют биржи сайтов. В процессе исследования нужно делать пометки, какие факторы влияют на продажи сайтов в определенном сегменте рынка, по каким максимальным или минимальным ценам были проданы те или иные сайты. Вместе с этими данными необходимо собирать также информацию о специфических продажах и факторах, которые повлияли на цену сделки. На следующем этапе необходимо тщательно проанализировать собственный сайт, настолько объективно насколько это возможно: выявить его преимущества, недостатки, возможности и риски. Проводя обзор списка факторов, которые могут повлиять на стоимость сайта, о которых говорилось выше, нужно попробовать спрогнозировать, как каждый из них сможет повлиять на покупателя и, как следствие, на цену сделки.
Ниже даются рекомендации для владельцев сайтов. На эти факторы следует обратить особое внимание.
Домен и посещаемость
Рассмотрите возраст домена, стабильность и надежность источников основного трафика. Является ли сайт авторитетным в своем сегменте рынка? Как варьируются уровни трафика и почему? Предоставьте статистику сайта, сведения о регистрации домена.
Стабильность и рентабельность сайта
Предоставьте, если это возможно, данные, подтверждающие рентабельность сайта, информацию о падении или росте прибыли.
Потенциал
Определить потенциал сайта достаточно сложно, но это можно сделать, если видеть сценарий, по которому сайт будет развиваться в дальнейшем. Можно занести эти идеи и предложения в характеристику сайта, это может стать хорошим основанием для повышения его цены. Когда потенциал сайта определен, необходимо учесть затраты на переработку сайта, которые нужно будет сделать будущему владельцу, чтобы достичь поставленной цели. Создайте список всех возможных сфер деятельности, в которых сайт может использоваться, и набросайте насколько сложно или легко будет выполнить необходимые преобразования.
Объем работы
Также как и работу, которую потребуется проделать покупателю для реализации потенциала сайта, необходимо оценить трудовые и временные затраты, необходимые для поддержания сайта в существующем состоянии. Этот фактор определяется временем, которое затрачивается вами или будет затрачиваться другими людьми, работая над сайтом. Составьте список действий, связанных с пуском сайта и оцените, какой процент времени из общего количества занимал каждый из пунктов. Калькулирование времени будет очень полезно для потенциального покупателя, так как, взглянув на результат, он сможет оценить, сколько средств будет сэкономлено по сравнению с проведением таких же работ самостоятельно.
Технология
Опишите технические средства, которые лежат в основе работы Вашего сайта, а так же любые другие виды собственности, которые будут переданы при сделке (скрипты, программные продукты и т.п). Оцените стоимость технологических продуктов, их надежность и трудоемкость, а также возможность их расширения при росте сайта. Предоставьте отчеты о стоимости хостинга сайта, оплате лицензии программного обеспечения и т.д. Эти отчеты очень хорошо прикрепить к финансовым документам и описать их там же – это намного облегчило бы их восприятие покупателями. Также было бы разумно попросить разработчика программного обеспечения предоставить оценку масштабируемости продукта. Это подкрепило бы уверенность покупателя в долговечности сайта и его активов, и позволило бы ему сделать финансовые прогнозы.
Сравнительная стоимость сайта
Проведя исследования, Вы сможете увидеть максимальную и минимальную цены для сайтов, выставленных на продажу. Теперь необходимо вернуться к тем заметкам, которые вы делали о продажах сайтов в вашем сегменте рынка и сравнить сайты, проданные или выставленные на продажу с вашим собственным.
Такая оценка даст Вам реальную картину, каким видит ваш сайт покупатель, какие достоинства и недостатки существуют на вашем ресурсе. Цена, которую вы хотите получить за сайт должна быть обоснована, не только на словесном уровне, но и документально. Как использовать основные ценообразующие факторы на практике, при определении стоимости информационного сайта, персонального сайта, сайта сообщества, Интернет-магазина, сайты, предоставляющие различные сервисы.